К оглавлению

RUP. Обследование организации (бизнес-анализ)

Цели
    Цели бизнес-анализа заключаются в следующем:
  • понять структуру и динамику работы организации;
  • определить проблемы, возникающие в работе организации, и возможности их решения, направленного на повышение эффективности работы;
  • гарантировать, что заказчики, конечные пользователи и разработчики будут иметь одинаковое понимание деятельности организации;
  • вывести требования к программным системам, автоматизирующим работу организации.

Организация описывается как с внешней точки зрения – какие результаты предоставляются ее клиентам, так и с внутренней – роли, и их связи с деятельностью организации. Эта информация служит системным аналитикам в качестве связующей при определении требований к ПС. Бизнес-анализ вовсе не является обязательным для каждого проекта разработки ПС. Если заказчик имеет хорошо отлаженный производственный цикл, использует программные средства автоматизации, точно представляет себе, какие производственные задачи должна решать новая ПС в дополнение к уже автоматизированным, то проведение бизнес-анализа может не потребоваться.

Основным результатом бизнес-анализа является бизнес-модель, которая представляется на языке UML. Состав ее будет обсуждаться ниже. Здесь мы заметим, что UML позволяет строить модели любой системы, не обязательно программной, поэтому для описания работы организации используются те же логические и функциональные модели, что и для ПС. Единственное дополнение состоит в том, что в модели бизнеса должны присутствовать бизнес-исполнители – специалисты обследуемой организации, отвечающие за выполнение тех или иных работ.

Роли
    В моделировании бизнеса участвуют:
  • бизнес-аналитик – специалист организации-разработчика, который возглавляет и координирует работы по моделированию бизнеса;
  • бизнес-разработчик – специалист организации-разработчика, который детализирует и уточняет бизнес модели, определяет бизнес-исполнителей их обязанности и действия;
  • заинтересованные лица – люди, предоставляющие информацию. Это могут быть бизнес-исполнители или клиенты организации, а также прочие люди, заинтересованные как в собственно результатах моделирования, так и в будущей ПС.
  • эксперт – представитель обследуемой организации, участвующий в разработке модели (консультации, организация встреч с заинтересованными лицами, оценка результатов). Эксперт, в частности, может быть одним из бизне-исполнителей.
Артефакты
    При моделировании создаются следующие артефакты в виде текстовых документов и моделей, описанных на UML:
  • Документ «Видение бизнеса» – определяет цели проведение бизнес-анализа.
  • Структура организации – статическое описание подразделений организации и отношений подчиненности в виде диаграмм пакетов и/или классов.
  • Модель видов деятельности включает бизнес-актеров и виды деятельности организации. К числу бизнес-актеров относятся: заказчики, партнеры, поставщики, власти (представители закона, инспекция и др.), дочерние организации, собственники и инвесторы, внешние информационные системы. Бизнес-актеры помогают определить границы организации, которую требуется описать. Виды деятельности представляют собой бизнес-процессы. Модель видов деятельности представляется с помощью use case диаграмм.
  • Объектная модель включает бизнес-актеров, бизнес-исполнителей и бизнес-сущности, а также содержит описание их взаимодействий при реализации видов деятельности. Модель представляется на UML с помощью диаграмм классов и взаимодействий (последовательностей, коопераций, деятельностей), которые иногда называют технологическими сценариями.
  • Модель предметной области является подмножеством объектной модели. Она описывает основные бизнес-сущности и связи между ними. Эта модель представляется в виде диаграмм классов.
  • Глоссарий – текстовый документ, содержащий определения основных понятий, используемых в данном бизнесе.
  • Оценка деятельности организации – текстовый документ, описывающий текущее состояние организации, в которой будет использоваться ПС.
  • Бизнес-правила – текстовый документ, определяющий условия и ограничения, которым должен удовлетворять бизнес.
  • Дополнительные спецификации – текстовый документ, содержащий описание свойств бизнеса, не включенных в бизнес-модель.
Процесс

Процесс бизнес-анализа показан на рис.1. Построение всех предписываемых проекций модели бизнеса выполняется параллельно. Не всегда требуется создавать все проекции. В частности, иногда достаточно просто построить модель предметной области. Решение о составе модели принимает бизнес-аналитик. Все проекции модели разрабатываются параллельно. Например, при выявлении очередного бизнес-актера его включают в модель видов деятельности и в объектную модель, где показывается его взаимодействие с бизнес-исполнителями.

При построении бизнес-модели используют нормативные документы организации (устав, штатное расписание и др.), а также информацию, предоставляемую заинтересованными лицами, для чего проводятся интервью и совещания, заполняются анкеты и опросные листы.

Созданная в итоге бизнес-модель является основой для последующего моделирования ПС. Например, модель видов деятельности преобразовывается в модель ВИ. Такое преобразование может быть формализовано. Необходимо выделить те виды деятельности, которые подлежат автоматизации, и объявить их вариантами использования ПС, а также преобразовать бизнес-исполнителей в актеров, поскольку они являются внутренними сущностями организации, но внешними по отношению к системе. Модель предметной области включается как составная часть в логическую модель ПС, а технологические сценарии являются источником для определения потоков событий в ВИ.

Рис.1. Технологический процесс бизнес-анализа

<< Назад Далее >>